!!

Уважаемый гость!

Если вы хотите оставить комментарий или создать новую тему, вы должны ВОЙТИ или ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ.

Подпишитесь на наш паблик в VK: Шимский форум (более 10 000 участников)

А также на наш канал в Telegram: t.me/shimskru (@shimskru)

Автор Тема: Ветряная мельница из Подгощи  (Прочитано 1631 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Avtobot

  • Боты
  • Легенда форума
  • *
  • Сообщений: 1 469
  • Бот, Джеймс Бот...
Ветряная мельница из Подгощи
« : 18 Март 2012 г., 21:56:25 »

Ветряная мельница из Подгощи
18 March 2012, 4:59 pm

Мельница стояла за южной окраиной села, на возвышении. По словам старожилов, построена в конце XIX — начале XXвв. Некоторые результаты натурных исследований подтвердили эту примерную датировку. Во-первых, мельница снизу до верху каркасная, во-вторых, все ее элементы были гладко остроганы, что ранее не делалось, в-третьих, жернова были не каменные, а бетонные с наполнителем из крупного песка, песок сплошным слоем покрывал поверхности соприкосновения, в-четвертых, врубки соединений, прежде всего балок со стойками, тоже выглядели по-современному и т.д.

Ветряк первоначально стоял у д.Большая Витонь и примерно через 20-30 лет перевезен за околицу Подгощ. Рядом с ним стояло еще несколько ветряков (3-5), которые обветшали и были разобраны. Возможно, они принадлежали, как и все, частным владельцам и после коллективизации, потеряв своих хозяев, оставшись без присмотра, «сложили свои головы».

Сооружение мельницы, ее ремонт, уход за нею, работу на ней, связывают со слегка обрусевшим эстонцем Куйком. Куйк, как говорили старожилы деревни, знавшие его, отличался покладистым дружелюбным характером, был общителен, проявлял ум, обширные знания и опыт.

В какое-то время, уже в советские годы, при очередном ремонте у мельницы сделали только два крыла. И она работала, поскольку была высокой, стояла на приподнятом месте, на открытом пространстве, обвеваемом ветрами, имела большой размах крыльев. Позже ей добавили еще два крыла. Поскольку крылья были решетчатые с парусиновым покрытием, поверхность крыльев можно было регулировать, увеличивая или уменьшая ее площадь в зависимости от силы ветра. Позднее, уже в послевоенные годы к блокам жерновов подключили двигатель. Мельница работала с помощью ветра и крыльев еще в конце 50-60-х годов. Ее машущие крылья можно было видеть из автобуса, проезжая в Старую Руссу и обратно. Когда проходило первое знакомство с нею и предварительное обследование, мельница была заброшена.

Архитектурно-конструктивной основой сооружения был каркас из восьми стоек, балок, подкосов и дощатой опалубки, покрытой щепою.

Полупараболической формы «шапка» покоилась на брусовом круге и балках, имела дуговые стропила-кружала, сплошную почти опалубку и такое же щеповое покрытие. С одного торца «шапки» выступала головка вала с четырьмя размашистыми решетчатыми крыльями, от другого торца косо вниз опускалось «водило» с подкосами. Ко времени обследования мельница крылья уже потеряла. Не было и столбиков вокруг.

В мельницу вели двое ворот, не очень широких, но двухпольных, сделанных друг против друга. Створки отворялись наружу. Несколько небольших окон освещали внутреннее пространство. А оно было разделено перекрытиями на 5 ярусов, из которых верхний являлся «шапкой», четвертый был пустой, в первом, втором и третьем размещались части механизма. Он почти типовой, дополнительного описания не требуется. Можно обратиться к тексту по мельнице из Ладощины. Добавлю лишь, что подгощская мельница имела два постава.

Примечательностью подгощской мельницы было то, что ее столбы не закапывались в землю, а опирались на отработанные (попорченные) жернова, входя концами в их отверстия. Жернова просто лежали на поверхности.

От внутреннего оборудования мало что уцелело. Даже дощатые настилы перекрытий, которые и вначале не занимали все пространство, а являлись только площадками при заходе на лестницы, во многих местах оказались поврежденными.

И все-таки, данных для разработки проекта реставрации, которым, как обмерами и исследованиями, занимался архитектор Попов В.А., было вполне достаточно.

Разборку и перевозку элементов мельницы выполняли в середине января (15-20) 1980г. Были заложены столбчатые фундаменты недалеко от мельницы из Ладощины. Началась сборка и реставрация постройки. Отдельные элементы механизма выполнялись на КПП (комбинате подсобных предприятий) реставрационной мастерской. Работа уже близилась к завершению. Задержка случилась из-за того, что мастерская не сумела заготовить длинные брусья большого сечения для крыльев. Хотя проблема была искусственной, яйца выеденного не стоила. Памятник стоял незавершенным, полузаброшенным. Постовые милиционеры Витославлиц, прежде всего их начальники, напрочь отказались охранять эту часть территории с памятниками, сторож в домике напротив через дорогу выполняла обязанности чисто формально. Одной ночью пара (мужчина и женщина) людей взломала запоры, открыла ворота, пьянствовала, разожгла костер из хранившегося там материала, от которого потом возник пожар, и «смылась». Сторож из окна своего дома видела, когда пламя вырвалось наружу. Позвонили в пожарную часть. Но… у нас дела вершатся хотя и относительно быстро, однако значительно медленнее, чем происходят подобные события. Пожарные приехали к догорающим на земле деталям. Виновников, разумеется, не нашли, поскольку не искали. А могли бы. Многие проходившие слышали их разговоры в мельнице и видели на берегу Волхова, на рыбалке.

Как же теперь быть? Остаться без своеобразного, в известной мере не заменимого памятника? Думаю — нет. По нему имеется исчерпывающая документация и со временем его следует воссоздать. Подобных мельниц в области нет. Да последние, считанные единицы исчезают. Подобный акт у многих вызывает возражение, но впоследствии они как бы сдаются перед свершившимся фактом.


 

Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
0 Ответов
1278 Просмотров
Последний ответ 21 Август 2011 г., 21:22:34
от Администратор
0 Ответов
1335 Просмотров
Последний ответ 21 Август 2011 г., 23:00:27
от Администратор
0 Ответов
1093 Просмотров
Последний ответ 21 Август 2011 г., 23:22:46
от Администратор
2 Ответов
1272 Просмотров
Последний ответ 25 Май 2012 г., 00:05:51
от Модница
2 Ответов
1535 Просмотров
Последний ответ 06 Декабрь 2012 г., 23:48:56
от сарашендерович
0 Ответов
1087 Просмотров
Последний ответ 04 Апрель 2013 г., 05:14:41
от Avtobot

* Мы в соцсетях

Telegram (@shimskru)

* Мини-чат

Обновить История
  • Fainka Dimon: Дарога плохая.
    13 Ноябрь 2018 г., 20:52:28
  • Администратор: Аня, он плавно перетёк сюда: [ссылка]
    16 Февраль 2016 г., 22:12:45
  • Аня2007: Подскажите, форум работает??7 или мёртвый?? ищу некоторую информацию....
    13 Февраль 2016 г., 20:54:11
  • Артём: Узнал городской ! Спасибо дозвонился!
    15 Январь 2016 г., 18:19:02
  • Артём: Подскажите пожалуйста кто знает телефон мобильный АЗС в Шимске? Сургут.
    15 Январь 2016 г., 18:15:48
  • Вера: ремонт
    24 Ноябрь 2015 г., 16:51:47
  • Вера: ремонт
    24 Ноябрь 2015 г., 16:51:18
  • Модница: Лучше ехать через Сольцы, дорога намного лучше.
    26 Июль 2015 г., 20:50:05
  • Galina: какое состояние дороги на Псков через Уторгош, Подскажите.
    25 Июль 2015 г., 20:53:54

* Сообщения

Re: Лето в банке: быстрые рецепты лечо от iris
[24 Июль 2020 г., 09:41:45]


Re: Приметы от mshmsh
[24 Июль 2020 г., 07:41:19]


Re: Лето в банке: быстрые рецепты лечо от iris
[02 Июль 2020 г., 22:46:44]


Re: Печём пирожки от iris
[11 Июнь 2020 г., 10:13:24]


Re: Офисные обеды: омлет в чашке за 1,5 минуты от iris
[21 Май 2020 г., 19:02:57]

* Быстрый поиск


* Последние фото

* Случайные фото

06

Просмотров: 118
Опубликовал: Finder
альбом: День Шимска — 2013
0 4d36e 67f28487 XL

Просмотров: 178
Опубликовал: Администратор
альбом: СХТ Шимск 1980 - 19**

* Фото из сообщений

гусь.jpg
Скачано: 568
Автор: queen25
9.jpg
Скачано: 748
Автор: Марина Русский Мир

* Полезные ссылки


Участник лиги защиты интернета
Яндекс.Метрика